Размер шрифтов: | Изображения: | Фон:

Кабинет психолога

Адаптация ребенка к детскому саду

Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем они больше вас, а есть просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясно - добрые они или не очень.

Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди и что за город. Помог, поддержал.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное как видение ситуации своего прихода в детский сад малышом: действительно его окружают незнакомые взрослые.

Со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомиться с детьми, с воспитателем, будет ориентироваться в саду. У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, условий воспитания в семье. Процесс протекания адаптации прежде всего связан с возрастом ребенка (легче приспосабливаются дети старше 2х лет). Для любого ребенка начало посещения детского сада - сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку. Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги, тем более организм малыша. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы процесс адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ проходил более гладко. Показателями выхода из адаптации являются:• Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;• Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;• Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;• Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;• Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;• Спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Как помочь ребенку в период адаптации:

  1. Подготовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослымиПосещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение необходимо постепенно приблизить режим дня в семье к режиму дня в детском саду.
  2. Расскажите малышу «суровую правду жизни»Сколько бы ребенку не было лет, ему следует объяснить, почему надо ходить в детский сад, чем занимаются дети в детском саду и что там есть интересного. Можно сказать: «Детский сад - это место, где о тебе позаботятся, и ты сможешь играть, пока мы на работе» или: «Мама и папа хотят, чтобы ты встретил новых друзей, а в детском саду это очень удобно».
  3. Распишите заманчивые картиныРасскажите ребенку, какие у него появятся замечательные друзья, попытайтесь заинтересовать его чем-нибудь, что у него будет в детском саду, чего он лишен дома. Например, в детском саду есть огромная машина, какой дома нет.
  4. Прощайтесь весело Не затягивайте расставание долгими объятиями, поцелуями и сладкими обещаниями. Если малыш заметит родительскую тревогу, он решит, что для нее, видимо, есть какой-то серьезный повод. Обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, когда вы за ним зайдете, и уходите не задерживаясь, улыбнувшись - независимо от того, рыдает он или нет. Очень важно в этот момент не идти на поводу у ребенка, не потакать его капризам, с тем, чтобы не сформировать у него невротического поведения.
  5. Не уходите потихоньку Хотя иногда, кажется, что лучше уйти потихоньку, пока ребенок поглощен игрой, не делайте этого. Пропажа мамы или папы - самый страшный кошмар. Дайте знать, что вы уходите.
  6. Дайте понять: детский сад - это не навсегда Расскажите своему малышу, чем вы займетесь с ним этим вечером, чтобы он понял: детский сад - это не навсегда. Принесите что-нибудь небольшое, но памятное, и тревога немного уменьшится. Детский сад станет не таким страшным местом, если оставить ребенку его любимую игрушку. Постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в саду и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
  7. Будьте точны Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти и постарайтесь не опаздывать. В период прохождения ребенком адаптации старайтесь не пропускать детский сад, так как после каждого пропуска, особенно длительного, всю работу нужно будет начинать с самого начала.
  8. Поинтересуйтесь, чем занимается малыш в саду Бывает, что прошло несколько недель, но момент расставания по-прежнему мучителен: ребенок плачет и кричит, когда вы уходите. Однако возможно, что, как только вы скрываетесь из виду, он забывает обо всем печальном и весело играет весь остаток дня. Узнайте у воспитателя, как он ведет себя днем. Если ребенок быстро успокаивается после вашего ухода, можно больше не волноваться.

Ребенку очень нужна поддержка родителей в этот период. Он будет нервничать, капризничать. Надо набраться терпения и окружить его теплом, заботой и любовью. В период адаптации лучше ничего не менять в жизни малыша, на его долю сейчас выпало и так много перемен.

Психологические травмы, которые наносят родители своим детям

Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию (травмы, нарушение в развитии, смерть ребенка или угроза правам и благополучию ребенка).

Насилие - это психологическое, физическое, социальное воздействие на ребенка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, правам и благополучию, и вынуждающее прерывать значимую деятельность и выполнять другую. Выделяют 5 видов насилия:

  • Пренебрежение основными нуждами ребенка;
  • Эмоциональное (психическое);
  • Физическое;
  • Сексуальное;
  • Комплексное.

На практике, как правило, в чистом виде ни один вид насилия не встречается.

Эмоциональное» (психическое) насилие - периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:

  • нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
  • публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань, (в том числе и нецензурная) в его адрес;
  • отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником; перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого;
  • постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
  • открытое признание в нелюбви;
  • ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях - подчеркивается.

Выделяют пять форм психологически пагубного отношения:

  1. игнорирование нужд ребенка. Проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к ребенку, в лишении его эмпатии (сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого), в игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении.
  2. отвержение. Выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т.д.), жесткой, несообразной возрасту критике и т.д.
  3. терроризирование. Проявляется в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному, оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношению к ребенку).
  4. изолирование. Характеризуется установлением безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).
  5. развращение. Предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение деструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

Последствия эмоционального насилия: • у детей дошкольного возраста: страхи; задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития; беспокойная привязанность; чувство вины, стыда; вредные привычки (сосание пальца и вырывание волос); • у детей младшего школьного возраста: эмоциональная незрелость; неуспешность в учебной деятельности; агрессивность; низкая самооценка; противоречивый стиль поведения от отстраненно-пассивного до прилипчивого;

При доминировании эмоционального насилия, как правило, оказывается давление на интеллект детей, их школьную успеваемость, личностные и межличностные отношения. В результате формируется тип «маленький неудачник». Главная задача - остановить продолжение насилия, помочь людям в данной ситуации - помощь нужна и жертве, и обидчику.

Основные правила воспитания:

  1. ребенок - это индивидуальность, и он нам не принадлежит. Очень важно сохранять личностные отношения, не позволять развиваться концепции «он мой», т.к. в этом случае теряется уважение к ребенку, как к личности. Нельзя общаться с ребенком в настроении «яйца курицу не учат», оскорблять и унижать ребенка. Часто мы не понимаем, почему именно так начинаем обращаться к своему ребенку, а дело в том, что мы хотим им наслаждаться, и если это не получается, начинаем его подавлять. Это происходит из-за непонимания обязанностей, долга. Нельзя играть в ребенка, нужно относиться к нему очень серьезно. Признаки деградации отношений:
    • мама злится, когда ребенок что-то не так делает;
    • считает, что он всегда ребенок, который ни на что не способен, даже если это взрослый состоявшийся человек. «Ты ни на что не способен», «лучше помолчи». Ребенок, к которому так относятся, теряет уважение к себе, окружающим и боится сделать шаг, чтобы не вызвать любым поступком очередной приступ критики;
    • не придает значения идеям ребенка. Например, ребенок задержался после школы, и начинает оправдываться, а мать говорит: «даже слушать тебя не хочу, ты лгун», ставит на ребенке ярлык. Это конец отношений, ребенок думает, что он плохой и ищет других воспитателей, которые его уважают. Так его воспитателями становятся друзья. Когда родители уважают ребенка, он уважает их. Это рождает здоровые отношения. Ребенок всегда слушает того, кто его уважает.
  2. необходимо давать ребенку свободу совершать ошибки. Пусть он получает свой личный опыт, нельзя стараться все сделать за него. «Мам, можно я почищу картошку?» «Нет, ты слишком много срежешь». Ребенок не развивается, ничего нельзя. Когда он подрастет, будет не способен что- либо делать самостоятельно, будет видеть, что у него действительно ничего не получается и желание что-то делать пропадет. Если малыш тянется к горячему, можно дать ему потрогать что-то горячее, чтобы он чувствовал все на своем опыте, а не на словах.
  3. не принимать жалоб папе от дочери, а матери от сына. Природа так устроила, что мать испытывает слабость к сыну, а отец к дочери, поэтому сына должен воспитывать отец, а девочку - мать. Если к вам прибежал сын жаловаться на отца, который наказал его, не нужно жалеть его, говорить «какой плохой папа, наказал сына!». Можно спросить, что случилось, и подсказать способ, как помириться с папой. То же самое в отношении отца.
  4. в семье не должно быть политичности (то есть не должно быть любимчиков). Иначе среди детей начнется жесткая конкуренция. Если старший ребенок будет защищать и заботиться о младшем, а младший будет служить старшему, будет мир.
  5. очень важен мотив, с которым вы родили и растите ребенка. Нельзя иметь корыстные цели (получение прибыли, ожидание, что в старости он будет содержать вас и т.п.). Нельзя шантажировать ребенка: «не сделаешь так, не куплю тебе это», нельзя попрекать его тем, что он вам что-то должен, говорить «я тебя в муках рожала, все отдала, а ты такой неблагодарный!». Так вы вырастите корыстного ребенка, который в конце концов скажет «лучше б ты меня не рожала».
  6. все действия бесполезны, если ребенок вас не слушает. Когда ребенок не слушает, родителям хочется применить насилие (попотерапию), но когда применяется насилие, в ребенке рождается злость. Ребенок может не слушаться потому, что не уважает родителей или обижается на них. Чаще всего дети обижаются из-за дефицита общения. Ребенку нужно много общения и внимания, родители должны знать, что у ребенка на душе. Если малыша воспитывает няня, которая к нему внимательна, то он начинает воспринимать ее как мать и будет у нее учиться.
  7. отношения с родственниками. Если вы сильно привязаны к старшим родственникам, то не сможете полностью контролировать воспитание. Бабушки и дедушки начинают играть внуками. В таком случае нужно их жестко инструктировать, или просто не давать своих детей. Почему они так бескомпромиссно вторгаются в нашу жизнь? Потому что мы впустили в себя корысть, желание пользоваться ими. Они для нас стали бесплатными няньками. Когда они бесплатные няньки, то они привязываются к внукам и начинают считать их своими детьми. Начинаются обиды, скандалы, мать кричит: «не лезь, это мой ребенок!» Не нужно превращать их в бесплатный детский сад.

Не позволяйте себе унижаться перед детьми! В ведические времена, если ребенок оскорблял своих родителей и не признавал их авторитет, его «отпускали». Мать собирала ему узелок с вещами и одеждой, и отправляла, говоря: «Не хочешь жить с родителями, считаешь, что ты самый умный и могущественный, а мы дураки, ступай, сынок. Я к тебе не привязана». И куда пойдет ребенок? Никуда. Но начнет уважать своих родителей, поймет, что нельзя их оскорблять. Однако ни в коем случае нельзя постоянно грозить на словах, человек это чувствует и не воспринимает всерьез. Это маскарад.

Важно:

  • соблюдать моральную чистоту, воздерживаться от интоксикации при ребенке. Дети очень чувствительны к «нечистой» жизни, к пьянке, ругани, курении в их присутствии. Им очень не нравится это, и они не могут уважать таких родителей. Если не сохранять чистоту, будет: «Сын, послушай, что я тебе скажу!» «Отстань, папа, иди проспись сначала…», уважения нет;
  • воспитывать своим примером;
  • не нужно пытаться менять характер ребенка, нужно просто направлять его;
  • если сын оскорбляет мать, отец должен тут же вступиться за нее. «Кого ты обижаешь? Она под моей защитой. Пойдем разберемся»;
  • уничтожить в себе жадность и корысть, быть довольными тем, что есть, не строить планов о том, кем будет ребенок, не ждать от него чего-то. Нужно понимать, что ребенок может быть как Моцартом, так и обычным рабочим. Поощрять хорошие дела, направленные на других. Лучшее поощрение ребенка - здоровая гордость: «Молодец, сын, я горжусь тобой!»;
  • не гневаться на детей, понимать, что их характер раскрывается постепенно;
  • держать свое слово.

Любые формы насилия над детьми приводят к нарушению физического и психического здоровья. Некоторые виды насилия (психическое, сексуальное) распознаются не всегда и не сразу. Это связано с тем, что большая часть учителей, воспитателей, сотрудников правоохранительных органов не знакомы с проявлениями синдрома жестокого обращения с детьми, не знают о возможностях его выявления. Дети боятся рассказывать о насилии, многие воспринимают подобное обращение как норму, не знают, к кому обратиться за помощью. Помочь этим детям - наш долг, они должны знать, что насилия ни в какой форме не должно быть. Самое ценное, что есть у нас, - это наши дети.

Разлука мамы с ребенком. Как облегчить ситуацию.

Расставание с матерью - один из самых критических моментов для ребенка. В его сознании с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.

Поэтому, для того чтобы подготовить ребенка к детскому саду маме необходимо практиковать кратковременные расставания с малышом, оставляя его с человеком, которому она стопроцентно доверяет.

В противном случае, если мама и малыш были неразлучны, а в один прекрасный день ребенка оставляют с кем-то еще или отводят в садик, он, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму. В такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.Привязанность ребенка к маме, как правило, формируется на первом году жизни (обычно - во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно, как расстается ребенок с мамой и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи. То, что дети при расставании плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после маминого ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или не реагирует ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно "мстит" ей - дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.

Очень важно заранее предугадать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности. Получив на первом году жизни положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все из вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему.

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят "попричитать" о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя). Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства.

Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку. Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками ("пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется"), с игрушками ("мама идет на работу, и мишка идет на работу - в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом") и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее. Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе и в вас, то встречи будут именно такими - радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые мамочки, внимание! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшая, возможно, голодная, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка - самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!

Ребенок смотрит телевизор: сколько можно, вредное влияние и как отучить.

Выходной, выспаться бы! Но ненаглядное чадо подходит к вам в 8 утра... И вы даете “добро” на мультики. В течение дня телевизор (компьютер) будет по прежнему включен. А ведь вредное влияние от многочасового телепросмотра очевидно и доказано: дети, проводящие долгое время за просмотром мультфильмов, фильмов и т.д., потом плохо учатся, страдают ожирением и диабетом...Сколько можно смотреть телевизор ребенку? Каждому возрасту - свое телевремя:

Возраст 2-3 года. Лучше совсем не смотреть! Мозг к этому не готов. В период от рождения до трех лет у ребенка идет развитие всех основных пси¬хических функций: памяти, внимания, речи, интеллекта. В эти годы мозг работает как никогда быстро и много, другими словами, малыш от года до трех лет психически перегружен. Просмотр телевизора и видео - это очень быстрая смена картинок, которую надо расшифровать. В итоге у малыша мозг перегружается и устает, наступает перевозбуждение, ребенок плохо спит, каприз-ничает. Специалисты сове¬туют исключить просмотр телевизора в таком возрасте. Дополнительная видео нагрузка на мозг затормаживает развитие всех психических функций, ведь возможности младенческого несформировавшегося мозга весьма ограничены.

Возраст 3-6 лет. Можно, только осторожно. Смотрите понемногу и вместе. Ребенок уже способен постигать через мир телевидения реальный мир, от переизбытка просмотра мультфильмов и фильмов страдают функции общения и речи, может раз¬виться зависимость. Силь¬но страдает творческое мышление: ведь продукт, который предлагает телевизор, - готовый, его не нужно усваивать и переваривать в отличие от книг или аудиозаписей. Но полностью исключать те¬левизор не надо. Человек-паук или Смешарики обсуждаются детьми, и, если ребенок не смотрит телевизор, это ска¬жется на отношении к нему сверстников и на самооценке. Смотреть телевизор ребенку надо не более часа в день. Очень полезно смотреть мультфильмы и передачи вместе, обсуждать и делиться своими переживаниями по поводу происходящего на экране.

Возраст 7-11 лет. Требуется особое внимание! Иначе вырастет “зомби”. Это особенно опасный возраст для неконтролируемого телевизионного и видеопросмотра. В это время ребенок идет в школу, осваивает новую учебную деятельность, которая в норме становится для него ведущей. Если же ребенок проводил ранее много времени за просмотром фильмов, мультфильмов и телепередач, не удивляйтесь, если у него будут серьезные проблемы в школе не только с учебой, но и с одноклассниками, так как у тех, у кого в друзьях только телевизор (компьютер), серьезно страдает социальное развитие.

Если же ранее ребенок к видеопросмотру был прохладен, а сейчас уделяет более 2-2,5 часов в день, это также повод насторожиться. И в том, и в другом случае нужно всерьез бороться с пристрастием ребенка к экрану.

Как отучить ребенка от телевизора. Если у школьника давняя любовь к телевизору, вам придется несладко, но ситуацию еще можно исправить.

  • Сократите время перед телевизором до двух часов в день.
  • Выберите вместе передачи, которые можно смотреть.
  • Организуйте специальные призы. Ребенок в 7-9 лет все еще играет, поэтому вырежьте картонные плюсы и минусы. Ставьте один плюс, если ребенок уложился в отведенное на просмотр время, и еще плюсы за каждые сэкономленные 5 минут. Минусы ставьте соответственно за каждые лишние 5 минут. Понятно, что каждый минус сводит на нет плюс, а сплошные минусы подразумевают лишение ребенка чего-то важного для него.
  • Договоритесь о “цене” приза. Например, новая машинка/кукла - 7 плюсов, поход в кино - 9 плюсов, мороженое - 5 плюсов.
  • Не нарушайте телеграфик школьника даже в каникулы. Лучше помогите ребенку найти интересное занятие: прогулки, гости, игры.
  • И конечно, лучший пример для подражания - если вы сами не просиживаете часами перед экраном.

(Статья была любезно предоставлена читательницей сайта Психология счастливой жизни, автор пожелал остаться неизвестным)

Ребенок тоже испытывает стресс

Взрослым часто кажется, что дети не могут испытывать стресс. Но дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни. Известно, что тревоги детей так же мучительны, как и для взрослых, а иногда и более. Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. Под длительным воздействием стресса, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску и чувство тревоги. И если взрослые могут прислушиваться к себе, то дети не могут понять, что с ними происходит. И тем сильнее стресс сказывается на детском здоровье.

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу.

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма. Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации. В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета. Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Каким же образом стресс проявляется у детей?

В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.



МБДОУ №215
Адрес:344091 г.Ростов-на-Дону,
пр.Коммунистический 36/1,
тел:(863)224-13-29 e-mail: buratino215@mail.ru